Содержание статьи
Долгое время в автомобилестроении активно применяли два типа коробок — гидроавтомат (АКПП) и механическую коробку (МКПП).
АКПП обеспечивает комфортное вождение без педали сцепления, и рычаг выбора приходится трогать лишь изредка. Взамен она требует хорошего масла, и лишнего топлива. Да и с буксира такую машину не заведешь.
Другое дело механика. Динамика, экономичность, вот только самому работать приходится много.
И та и другая коробки частично изживают свои недостатки. Современные МКПП легки в переключении, да и автоматы стали динамичней, но поиск идеальной трансмиссии продолжается.
Идея первая — взять экономичную и быструю МКПП, но сами переключения возложить на исполнительные механизмы. Это робот (РКПП). Гидроавтомату он совсем не родственник.
Идея вторая — вариатор. Его изобрел еще Леонардо Да Винчи. В простейшем вариаторе ремень передает мощность с ведущего шкива на ведомый. Шкивы разделены вдоль на половинки, которые могут сходиться и расходиться. Сжимаясь, они выдавливают ремень на больший радиус, а расходясь переводят его на меньший. Это позволяет быстро менять передаточное отношение.
Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач
Достоинства и недостатки РКПП
Достоинства
- Экономичность. Роботизированная коробка не требует дополнительной энергии, и не совершает человеческих ошибок. Хорошие механизмы работают экономичнее; среднестатистического водителя
- Комфорт. По комфорту РКПП бывают разные. Самому переключать не нужно;
- Адаптация под стиль вождения;
- Имеют ручной режим движения. Для переключения требуется только тронуть ручку выбора.
Недостатки
- РКПП дороги в обслуживании и ремонте;
- Требуют периодической инициализации (подстройки);
- По комфорту РКПП бывают разные. Плавностью переключения они уступают; другим автоматам. Бывают задумчивы. Случаются рывки.
Плюсы и минусы вариатора
Плюсы
- Экономичность;
- Динамика;
- Комфорт;
- Надежность.
Первые два преимущества бесспорны, а обеспечение комфорта и надежности обеспечиваются при соблюдении владельцем некоторых условий.
Минусы
Вариатор — надежная коробка, но нужно не допускать проскальзывания ремня (или цепи, тороидального элемента). При этом происходит ускоренный износ. Повышенная нагрузка трансмиссии исключена.
- Буксировка запрещена
- На бездорожье следует ехать плавно.
- Трансмиссию необходимо прогревать. Ремни, цепи вариаторов работают в специальном масле, оптимально совмещающих смазочные и фрикционные свойства. Эффективность сцепления зависит от температуры масла.
- Техническое обслуживание нужно проходить регулярно, чтобы не ремонтироваться раньше времени. ТО вариатора не дешевое, но ремонт еще дороже.
В этой статье даны принципы работы двух современных трансмиссий, их базовые качества. Обе эти КПП сильно различаются в зависимости от модели авто. Различаются и по качеству, и по конструкции, в которую входит множество исполнительных механизмов и электроники. Они еще не выбрали свой технический потенциал, как классические трансмиссии.
Выбор определяется и индивидуальным стилем езды и требует взвешенного решения.
У нас на сайте в разделе статистики продаж авто с аукционов Японии вы можете посмотреть авто на которых установлена роботизированная коробка передач: